Rambler's Top100

TEAMFORTRESS - ВЗГЛЯД СНАРУЖИ     

TeamFortress (TF) по своему духу представляет собой пример классической спортивной командной игры, перенесенной в виртуальный мир компьютерных сетей. По зрелищности и накалу страстей, как для игроков, так и для болельщиков, этот “вид спорта” близок к баскетболу, футболу или хоккею. Здесь так же, как и в реальных командных играх существуют две противоборствующие команды, и на каждой стороне играют несколько человек, которые имеют различные способности, и каждому отведена своя роль в игре. Как и в “большом” спорте, успех команды складывается из интеграции индивидуального мастерства и общей стратегии.

Здесь есть свое “основное время”, свои “овертаймы” и свои “голы”. А потому, чем ближе к развязке, тем больше накаляются страсти, как на виртуальном поле боя, так и на трибунах. Особое восхищение вызывают и примеры филигранного исполнения известных технических приемов, и новые находки в области техники, и нетривиальные тактические ходы. Трибуны так же взрываются аплодисментами, либо стонами сожаления об упущенных моментах.

Здесь есть свои “домашние заготовки” и решения, принимаемые “на ходу”. Есть устоявшиеся, проверенные годами сражений, схемы, а есть неизведанные вопросы, оптимальное решение которых еще не найдено. Так же, как и в “признанных” видах спорта, подготовка игроков происходит на тренировках, где отрабатываются элементы индивидуального мастерства, наигрываются связки, вырабатываются элементы общекомандной стратегии. Большое значение имеет и психологическая подготовка.

Эта игра коренным образом отличается от большинства других компьютерных игр, основной принцип которых “стреляй во все, что движется”. Применение такого принципа к TF будет равносильно попыткам отобрать мяч у любого игрока на футбольном поле, не зависимо то того, к своей или чужой команде он принадлежит. Результат предсказать не трудно. Командный дух, взаимопонимание и чувство локтя, выгодно отличают TF от большинства своих компьютерных собратьев. Именно это делает эту игру в высшей степени демократичной, ведь даже начинающий игрок, попав в Команду (с большой буквы) не будет чувствовать себя изгоем и всегда сможет оказать посильную помощь, причем, возможно, что именно его действия окажутся решающими для исхода матча. Основа успеха в TF лежит не только, и не столько в применении индивидуального мастерства, сколько в умении принять единственно верное тактическое решение при резком дефиците времени в условиях стремительно меняющейся игровой обстановки. Известная пословица “Один в поле не воин” как нельзя лучше отражает дух TeamFortress.

TF базируется на ядре игры Quake компании Id Software. Казалось бы, такой солидный возраст в быстро меняющемся мире компьютерных игр может играть только отрицательную роль. Но это не так. Малая требовательность к ресурсам (а, как известно, современный мультимедийный компьютер стоит достаточно дорого) делает эту игру доступной не только обладателям суперсовременной техники. Кроме того, аскетизм графических возможностей делает батальные сцены и картины поверженных противников более схематичными и значительно менее кровожадными, чем у современных собратьев, что позволяет отнести эту игру скорее к виду спорта, чем к очередному средству пропаганды насилия. Действительно, ведь мало кому придет в голову увидеть за попаданием в мишень при спортивной стрельбе умирающее животное, или в красках представлять себе процесс “поедания” шахматным “слоном” “коня”.

Кроме того, основная цель игры - не в уничтожении противника, а в захвате его знамени и транспортировке его на свою базу. Выносить на первое место сражения - это все равно, что считать “силовые приемы” главной целью хоккея, забыв при этом о голах.

Одной из особенностей, отличающих организацию игр от традиционных видов спорта, является отсутствие единой игровой площадки, на которой и происходит основное развитие событий. Решающие противоборства происходят в коридорах крепостей, причем большую часть времени существуют два центра активности. Это точки где защита одной команды соприкасается с атакой другой. При этом наблюдателю следует самому выбирать для себя наиболее интересные участки. Это похоже на легкоатлетические или гимнастические соревнования, когда одновременно выступают несколько спортсменов.

Еще один важный аспект этой игры - большая терпимость к физическому состоянию игроков. Сесть за компьютер может и пионер, и пенсионер. И не важно, здоров ли он, или прикован к инвалидной коляске. Если когда-нибудь TF станет олимпийским видом спорта, возможно, это будет одна из немногих дисциплин, для которой не нужно будет входить в программу пара-олимпийских игр, ведь на виртуальном поле боя могут на равных встретиться и обычные люди, и спортсмены с ограниченными возможностями.

Кроме того, отвечая духу времени, TF ориентирован на проведение матчей с использованием internet. Это позволяет наряду с очными соревнованиями, где у спортсменов есть возможность непосредственно пообщаться, проводить и игры в сети. Уже сегодня на московских серверах можно встретить людей из Питера, Брянска, Белгорода, Екатеринбурга, Самары и Иркутсяка, а так же из Швеции и Финляндии. А ведь игра часто становится только поводом к началу активного общения. Таким образом, завязываются международные контакты, а значит, развитие этого направления, пусть косвенным образом, но способствует дальнейшей интеграции России в мировое сообщество.

© 2000 [sd] sersad    

Историческая справка:

Первая версия TeamFortress была разработана тремя сотрудниками RMIT University города Мельбурн в Австралии. Робином Уолкером (Robin Walker) - специалистом по созданию программного обеспечения для электростанций, Джоном Куком (John Cook) - студентом университета и Йеном Кохли (Ian Caughley) - специалистом по аэрокосмической технике. Версия была выпущена 24 августа 1996 года. Версия TF 2.8, долгое время использовавшаяся в MTFL, была выпущена 24 мая 1998 года, спустя год после образования компании TF Software. Текущая версия - TF2003-QVM - является уже полностью отечественной разработкой, написанной на “C” Романом Андрияновым (aka [sd] angel). Все версии TF для Quake и QuakeWorld были и остаются бесплатными и свободно распространяемыми. Quake и QuakeWorld на сегодняшний день так же являются бесплатными продуктами со свободно доступным исходным кодом.